Классификация
Выделяют несколько классификаций нарушения слуха: по этиологии, по степени выраженности, по локализации патологического процесса.
строение уха
Сенсорный тип — дисфункция волосковых клеток и улитки внутреннего уха, обусловленная врожденными аномалиями или воздействием интенсивного шума.
- Невральный или центральный тип — утрата способности головного мозга воспринимать и обрабатывать нервные импульсы, поступающие в слуховые центры по нервным волокнам.
- Сенсоневральный тип – патология чувствительных клеток лабиринта, нервных волокон и центров слуха в головном мозге, нарушающая нормальную передачу звуков по слуховому нерву. Этот вид тугоухости встречается чаще всего.
- Кондуктивный тип — дисфункция звукопроводящей системы уха, препятствующая нормальному проведению и усилению звуковых сигналов. Нарушения слуха возникают при инфекционном воспалении наружного и среднего отдела слухового анализатора, при наличии новообразований и повреждений барабанной перепонки.
- Смешанный тип – нарушение передачи звукового сигнала от наружного уха к внутреннему и его восприятия головным мозгом.
В зависимости от локализации патологического процесса нарушение слуха подразделяют на одностороннее и двустороннее или бинауральное.
Тугоухость по скорости развития подразделяется на внезапную, острую и хроническую:
- Внезапная — развивается стремительно на фоне вирусной инфекции или лечения некоторыми медикаментами, травами. Обычно патология самостоятельно проходит, в довольно редких случаях остаются необратимые последствия.
- Острая — постепенное снижение слуха в течение 5 дней.
- Хроническая — прогрессирующее ухудшение слуха, развивающееся в течение нескольких месяцев.
Нарушение слуха — актуальная проблема нашего времени, возникающая у пожилых лиц, молодежи и даже у новорожденных. Своевременное выявление патологии и изучение ее причин, симптомов и мер профилактики позволяют избежать развития серьезного осложнения — тотальной глухоты.
Мнение врачей:
Нарушения слуха могут иметь различные формы, от частичной потери слуха до полной глухоты. Причинами таких нарушений могут быть генетические факторы, инфекции, травмы, а также длительное воздействие шума. У детей нарушения слуха часто связаны с врожденными аномалиями или инфекциями, переданными от матери. У взрослых причиной может быть возрастное ухудшение слуха или воздействие вредных условий труда.
Проявления нарушений слуха могут быть разнообразными: от затруднения в восприятии речи до полного отсутствия реакции на звуки. Для точного диагноза необходимо проведение аудиометрии и других специальных исследований.
Тактика лечения нарушений слуха зависит от их формы и причины. У детей часто применяются слуховые аппараты или кохлеарные импланты. Взрослым могут быть назначены лекарства, реабилитационные мероприятия или хирургическое вмешательство. Важно обратиться к специалисту при первых признаках нарушения слуха, чтобы начать лечение вовремя и предотвратить возможные осложнения.
https://www.youtube.com/embed/fNCgpd_WLSs
Формы тугоухости
Снижение звуковосприятия может затронуть как одно ухо, так и оба. Поэтому разделяют одностороннюю тугоухость и двустороннюю.
Если причина ухудшения слуха связана со снижением звукового восприятия наружного и среднего уха, мы говорим о кондуктивной тугоухости.
Снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха приводит к ещё одной разновидности болезни — сенсо-невральной тугоухости. Такой диагноз встречается наиболее часто.
Существует и третий тип болезни — смешанный тип, включающий сочетание первых двух типов тугоухости. Этот диагноз наиболее сложный, и подразумевает медикаментозное, хирургическое лечение, а в некоторых случаях, и использование слуховых аппаратов.
В медицине есть такой термин – «порог слышимости», им характеризуют минимальную громкость, которую слышит человек без эха и посторонних шумов. Здоровый человек способен воспринимать звуки громкостью 20 децибелов и ниже. Про такое состояние и говорят «хороший слух». В зависимости от значения порога слышимости различают четыре степени тугоухости:
- I степень (лёгкая) — порог слышимости от 20 до 30 децибелов, человек улавливает звуки на расстоянии 4-6 метров;
- II степень (средняя) — порог слышимости от 31 до 50 децибелов, человек слышит на расстоянии от 1 до 4 метров;
- III степень (тяжёлая) — порог звукового восприятия от 51 до 70 децибелов, человек слышит разговорную речь до 1 метра;
- IV степень (глубокая) — порог слышимости от 71 до 90 децибелов.
Глухоту мы называем снижением уровня звукового восприятия выше 90 децибелов.
Болезнь, в свою очередь, характеризуется постепенным либо быстрым снижением восприятия звуковой волны. Снижение способности различать звуки происходит в течение жизни, но тугоухость может также быть и врождённой.
Причины тугоухости
Чтобы избежать глухоты или частичной потери слуха, нужно знать причины, из-за которых он может нарушиться.
Безусловно, нельзя исключать наследственный фактор. Зачастую развитие тугоухости передаётся по наследству.
Причинами снижения слуха могут стать врождённые патологии, которые являются следствиями проблемной беременности или тяжёлых родов. К проблемам звуковосприятия могут привести ДЦП, травмы во время родов, не до конца сформированные составляющие уха.
Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!
Ни для кого не секрет, что слух утрачивается с возрастом. Обычно проблемы начинаются после 50 лет. К этому времени волосковые клетки слухового нерва сильно «изнашиваются», и как следствие, слуховые рецепторы утрачивают свои функции. В медицине есть специальный термин, описывающий это состояние — пресбиакузис.
Привести к тугоухости могут травмы и повреждения уха, черепно-мозговые травмы. К этой же категории относятся акустические травмы (вследствие воздействия очень громких звуков) и баротравмы (вследствие воздействия атмосферного давления).
Нужно с осторожностью относиться к выбору лекарственных средств, особенно антибиотиков. Бесконтрольный приём некоторых ототоксичных препаратов может завершиться снижением или отсутствием слуха в конечном итоге.
Различные заболевания могут протекать с осложнениями, которые оказывают неблагоприятные воздействие в том числе и на уши. К таким заболеваниям относят отит, отосклероз, лабиринтит, грипп, менингит, и это лишь неполный список. На остроту слуха влияют различного рода опухоли, а также серные пробки и инородные предметы в слуховых проходах.
Причиной ослабления слуха может стать воздействие громких звуков на организм человека в течение длительного времени. Громкая музыка на концерте или в наушниках, шум транспорта, залпы фейерверков — всё это также подвергает наши уши большой нагрузке.
К особой группе риска относятся работники так называемых «шумных» производств, которые ежедневно испытывают звуковую нагрузку, взаимодействуя со станками и транспортом (например, сотрудники метро и пилоты).
https://www.youtube.com/embed/9wl1y5z2jg4
Опыт других людей
Нарушения слуха могут серьезно повлиять на качество жизни человека, но часто остаются недооцененными. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, отмечают, что она может проявляться разнообразно: от трудностей с восприятием речи и шумов до чувства изоляции и депрессии. Причины нарушений слуха также разнообразны – от врожденных аномалий до последствий травм и возрастных изменений. Важно помнить, что своевременное обращение к специалистам и правильная тактика лечения могут значительно улучшить ситуацию как у детей, так и у взрослых. Варианты лечения включают слуховые аппараты, кохлеарные импланты, логопедические занятия и даже хирургическое вмешательство. Важно не откладывать визит к врачу при первых признаках нарушения слуха, чтобы сохранить качество жизни и связь с окружающим миром.
Этиология
Причины нарушения слуха весьма разнообразны. Они подразделяются на врожденные и приобретенные.
Врожденные нарушения слуха обнаруживают при рождении или сразу после появления ребенка на свет. Они обусловлены следующими причинами:
- Наследственные факторы.
- Инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности – сифилис, хламидиоз, краснуха, грипп, эпидемический паротит.
- Вес новорожденных менее полутора килограмм.
- Гипоксия или асфиксия в родах.
- Родовые травмы.
- Пороки и аномалии развития уха.
- Преждевременные роды.
- Применение ототоксичных медикаментов беременной женщиной — некоторых антибиотиков, диуретиков, цитостатиков.
- Гипертония у беременной.
- Употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков.
- Желтуха новорожденных.
Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:
- Острые инфекционные заболевания — ОРВИ, ангина, ВИЧ, менингит, энцефалит, скарлатина, корь, краснуха, грипп, паротит.
- Хронические инфекционные процессы – абсцессы головного мозга, аденоидит.
- Осложнения среднего отита.
- Травматическое повреждение головы или уха — ЧМТ, стремительное погружение на глубину.
- Использование ототоксичных лекарств.
- Длительное высокочастотное акустическое воздействие — громкая музыка, работа на шумном производстве.
- Внезапный шум — выстрел, взрыв.
- Возрастные дегенеративные изменения в организме.
- Инородные тела в наружном слуховом проходе.
- Скопление ушной серы.
- Производственные интоксикации свинцом, ртутью.
- Отосклероз.
- Новообразования — менингиома, невринома.
- Аутоиммунные и аллергические заболевания.
Отит — воспаление разных отделов уха, проявляющееся болевым и интоксикационным синдромом, а также постоянным или временным нарушением слуха. У взрослых инфекция обычно проникает в среднее ухо из внешней среды через поврежденную кожу, из наружного уха через поврежденную барабанную перепонку, а у детей из носоглотки по широкой и короткой слуховой трубе. Возбудителями заболевания являются бактерии и вирусы.
Бактериальная инфекция сопровождается продукцией гнойного экссудата, а вирусная инфекция — серозного. Он накапливается, выпячивает или разрывает барабанную перепонку. Эти процессы приводят к нарушению слуха у больных отитом.
При выраженном воспалении нарушается подвижность слуховых косточек и звукопроводящая функция уха, что также приводит к снижению слуха.
Рецидивирующий отит способствует образованию рубцовых изменений в тканях среднего уха и барабанной перепонки. Развивается тугоподвижность слуховых косточек, постепенно пропадает слух.
Поражение слуховых рецепторов может закончиться появлением полной глухоты.
https://www.youtube.com/embed/ckU7FseiBSE
Проблемы со слухом: симптомы
Признаки снижения восприимчивости звуков и снижения шумового эффекта могут проявляться постепенно, хотя могут развиться и стремительно. При резком снижении слуха прогноз благоприятный, главное вовремя обратиться за профессиональной врачебной помощью. Существует несколько признаков снижения способностей улавливать звуки. Если вы обнаружили у себя хотя бы один из них, вам необходимо обратиться к ЛОР-врачу, чтобы проверить слух.
Итак, предпосылками того, что у вас снижается восприимчивость звуков, являются следующие симптомы:
- вам постоянно приходится переспрашивать, а окружающим повторять сказанное по несколько раз;
- когда с вами находится несколько собеседников, вам сложно сконцентрироваться и вы теряете нить разговора;
- вас не покидает чувство, что все вокруг специально говорят тихим голосом;
- трудно поддерживать разговор в людном и шумном месте (например, в метро или кафе);
- при ограниченном слухе становится трудно понимать речь детей;
- просмотр телепередач начинается с увеличения громкости телевизора на полную мощность;
- уже на подсознательном уровне человеку с плохим слухом приходится машинально следить за губами собеседника, чтобы не ошибиться в услышанном;
- в минуты тишины кажется, что в ушах стоит шум или звон.
Разумеется, подобное состояние приводит человека к раздражительности, постоянному чувству тревоги и снижению самооценки. Если вы понимаете, что функции слуха утрачиваются, не медлите и обращайтесь к ЛОР-врачу, чтобы получить грамотную своевременную помощь и избежать полной потери слуха.
Диагностика
Диагностика нарушения слуха включает множество способов и тестов, целью которых является определение причины патологии и выяснение уровня поражения слухового анализатора. Специалистами в области расстройства слуха являются оториноларингологи, сурдологи и аудиологи.
Диагностические мероприятия при нарушении слуха:
- Отоскопия — медицинская процедура, применяемая в отоларингологии для выявления и лечения заболеваний органов слуха с помощью специального прибора — отоскопа и источника света.
- Пробы с камертоном позволяют оценить степень потери слуха и определить костную и воздушную звукопроводимость уха.
- Аудиометрия — метод исследования слабослышащих больных, позволяющий определить их способность различать звуки и более точно измерить слух человека. С помощью электроакустического прибора врач выстраивает аудиограмму.
- Импедансометрия — измерение акустического сопротивления звукопроводящих структур уха. Тимпанометрия оценивает состояние и подвижность слуховых косточек, а рефлексометрия — сократительную способность внутриушных мышц. Импедансометрия — обязательная процедура при обследовании слабослышащих или глухих пациентов, позволяющая обнаружить экссудативный отит, отосклероз, а также правильно подобрать и настроить слуховой аппарат.
- Компьютерная или магнитно-резонансная томография проводится с целью выявления травматических и воспалительных изменений в структурах уха и черепа.
7 основных причин снижения слуха
Частичная, тем более полная утрата слуха существенно снижает качество жизни. Сложности с общением приводят к одиночеству и замкнутости. Человек, который плохо слышит, испытывает трудности с социальной и профессиональной реализацией, нередко имеет проблемы в личных отношениях.
Сегодня мы расскажем об основных причинах ухудшения слуха.
Возрастные изменения
С возрастом некоторые структуры слухового аппарата подвергаются дегенеративным изменениям. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, частично утрачивают остроту слуха, а в возрастной группе старше 70 лет проблемы со слухом испытывает уже большинство. При этом у пожилых людей сохраняется восприятие низких звуков, а вот различать высокие тона им сложно.
Серные пробки
В слуховых проходах иногда образуются скопления ушной серы (так называемые серные пробки), ухудшающие восприятие звуков. Чтобы удалить их самостоятельно, достаточно ввести в каждое ухо несколько капель раствора перекиси водорода. Если пробка не растворяется, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Ни в коем случае не стоит пытаться разрушить пробки различными предметами (даже столь популярными ватными палочками): это может повлечь травмирование барабанной перепонки и усугубление проблем со слухом.
Инфекционные болезни
Потеря слуха может возникнуть как осложнение после инфекционного заболевания. Особенно опасны в этом смысле менингит, корь и свинка. К частичному ухудшению способности воспринимать звуки нередко приводит ревматоидный артрит. На остроту слуха влияет и процесс разрастания аденоидов: в наиболее тяжелых случаях они увеличиваются до такой степени, что полностью перекрывают евстахиевы трубы. Кроме тугоухости, ситуация чревата высоким риском инфицирования слуховых ходов и полостей носа.
Воспалительные процессы в ухе
Ухудшение слуха часто появляется на почве воспаления внутренних полостей уха (отита). К негативным последствиям обычно приводят нарушения, допущенные в ходе лечения, в частности, слишком раннее его прекращение. Во избежание неприятностей такого рода необходимо точно выполнять указания врача. При адекватном комплексном лечении отита слух восстанавливается в полном объеме.
Травмы
К снижению слуха приводит большинство черепно-мозговых травм. При этом могут пострадать как сам слуховой аппарат, так и зоны мозга, отвечающие за звуковое восприятие.
К группе риска утраты слуха относятся люди, которые вынуждены работать на производстве, где уровень шумов серьезно превышает допустимые нормы, а также любители многочасового прослушивания музыки (особенно через наушники). Для этих людей вероятность постепенно оглохнуть возрастает в разы.
Последствия приема лекарств
Иногда временная тугоухость возникает на фоне приема лекарств. Отрицательно воздействуют на слух некоторые антибиотики и нестероидные противовоспалительные средства.
Врожденная патология
У новорожденного есть вероятность появиться на свет с нарушениями слуха, если его мама в период беременности принимала алкоголь либо была инфицирована хламидиозом, сифилисом или ВИЧ. Кроме того, встречается генетическая (наследственная) тугоухость.
Чтобы сохранить слух, следует по возможности избегать воздействия факторов, повышающих риск его утраты, а при появлении признаков тугоухости безотлагательно обращаться к отоларингологу
Причины слуховой дисфункции
Каковы основные причины нарушений слуха? Слуховая дисфункция может быть врожденной и приобретенной. Ее развитие обусловлено рядом экзогенных и эндогенных факторов, ведущих к возникновению патологий на уровне звуковоспринимающих и звукопроводящих отделов в слуховом анализаторе.
К числу основных причин возникновения врожденных нарушений слуха специалисты относят:
- наследственную предрасположенность;
- ненаследственные генетические особенности;
- аномально низкую массу тела новорожденного;
- перенесение желтухи в неонатальном периоде;
- асфиксию при рождении и сложные роды;
- употребление будущей матерью ототоксических лекарств.
Ликвидировать слуховую дисфункцию можно только в случае нормального строения основных отделов слухового анализатора у новорожденного.
Чаще всего слуховая дисфункция наблюдается у пациентов старшего возраста и обусловлена она следующими причинами:
- инфекционное поражение носоглотки;
- хроническое воспаление в ушах;
- злоупотребление цитостатиками и антибиотиками;
- серьезные травмы у основания черепа;
- возрастная дегенерация сенсорных клеток;
- воздействие сильного шума;
- регулярное прослушивание аудиоустройств в наушниках.
Чаще всего слуховая дисфункция развивается на фоне нерационального и несвоевременного лечения менингита, краснухи, гриппа и кори.
Лечение
Своевременное и адекватное лечение острого нарушения слуха позволяет достичь хороших результатов и полностью восстановить слух. При длительно текущей и прогрессирующей тугоухости подобная терапия дает мало шансов на выздоровление.
Лечение патологии заключается в применении медикаментов, посещении сурдолога и логопеда, выполнении упражнений лечебной физкультуры, консультации невропатолога, слухопротезировании.
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение направлено на улучшение реологических свойств крови и проведения нервного импульса, восстановление кровообращения в органе слуха, нормализацию артериального давления. Для этого больным назначают ангиопротекторы и нейропротекторы, дезинтоксикационные препараты, венотоники и средства, стимулирующие нейропластичность. Если произошло внезапное нарушение слуха используют ударные дозы глюкокортикоидов, постепенно уменьшая их.
Лицам, страдающим нейросенсорной тугоухостью, проводят инфузионную терапию с вазоактивными и дезинтоксикационными препаратами.
- Витамины группы В стимулируют нервную проводимость и работу слухового нерва – «Тиамин», «Пиридоксин».
- Антигистаминные и противоотечные средства – «Зодак», «Цетрин», «Фуросемид». Препараты этих групп устраняют отеки и уменьшают продукцию экссудата.
- Антибиотики и НПВС назначают при острых инфекционных заболеваниях ушей – «Амоксиклав», «Супракс», «Нурофен», «Ибупрофен».
Физиотерапия
В настоящее время применяют различные физические методы для лечения тугоухости. К ним относятся: ультразвук, светолечение, диатермия, УВЧ, гальванизация, ионофорез.
- Микротоковая рефлексотерапия — физиотерапевтическая процедура, активизирующая речевые зоны коры головного мозга.
- При снижении слуха также показаны лазеропунктура и акупунктура, барокамера и электростимуляция. Микротоки улучшают обмен веществ, очищают кровь, стимулируют работу нервной системы.
- При нарушении слуховой функции используют фоноэлектрофорез с препаратами, улучшающими тканевой обмен и микроциркуляцию.
- Дополнительно проводится гипербарическая оксигенация — вдыхание высококонцентрированного кислорода, благоприятно влияющего на структуры мозга и внутреннего уха.
Практически у всех слабослышащих детей возникают нарушения речи. Целью логопедической работы является улучшение артикуляции ребенка. С помощью общих или специально подобранных методик логопед пытается добиться естественного произношения слов и фраз. Для детей с плохим слухом проводят индивидуальные и групповые логоритмические упражнения, дополняя их логопедическим массажем и музыкальным воспитанием: игрой на инструменте, пением, музыкальными играми.
Комплексная терапия тугоухости обычно дает неплохие результаты: больные правильно воспринимают речь и строят предложения, у них развивается словарный запас и хорошая дикция, появляется желание общаться.
Слухопротезирование
При слабой эффективности медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения переходят к слухопротезированию. Это важнейший метод нехирургической, аппаратной коррекции слуховой функции.
Слухопротезирование проводят специалисты-слухопротезисты в специализированных центрах после тщательного сбора анамнеза и обследования пациента. Больным подбирают слуховые аппараты, усиливающие звуки определенной частоты, и настраивают их. Пациенты проходят адаптационный период, после которого специалисты оценивают пригодность слухового аппарата, правильность его подбора и эффективность лечения.
Слуховые аппараты — это своего рода протезы для слабослышащих, принимающие, преобразовывающие и усиливающий звуковой сигнал. Слухопротезирование детей проводится с помощью аппаратов для взрослых, но с соблюдением целого ряда условий.
Слуховые аппараты улучшают слух и повышают качество жизни слабослышащих людей. Они становятся увереннее в себе, активнее в обществе и с удовольствием общаются с окружающими.
Хирургическое лечение
Транстимпанальное введение кортикостероидов в барабанную полость показано при отсутствии эффекта от консервативной терапии.
В настоящее время вместо слуховых аппаратов используют кохлеарные импланты, напрямую стимулирующие слуховой нерв. Имплантат устанавливают в среднее ухо, что позволяет воспринимать звуки и передавать сигналы в головной мозг. Это новейшая разработка, предназначенная для лиц со значительной потерей слуха, которым не помогают обычные аппараты.
Если выполнить подобное вмешательство невозможно, проводят стволомозговую имплантацию. Такие операции выполняются нечасто, поскольку технология их проведения недостаточно отработана.
При повреждении слуховых косточек и барабанной перепонки показано оперативное вмешательство — мирингопластика или тимпанопластика, а также протезирование слуховых косточек и замена их на синтетические аналоги. Эти операции позволяют полностью восстановить слух.
Народная медицина
Средства народной медицины помогают улучшить слух:
- Прополис заливают очищенным спиртом и настаивают в течение недели, ежедневно взбалтывая. Полученную настойку процеживают и добавляют в нее оливковое масло. Скручивают небольшой кусок марли в жгутик, пропитывают полученным средством и вводят в слуховой проход. Оставляют на сутки, а затем меняют на новый. Курс лечения — 14 процедур.
- Измельченную свеклу помещают в эмалированную кастрюлю и кипятят на медленном огне 15 минут. Выкладывают полученную массу на салфетку и прикладывают ее к больному уху.
- Заливают траву мелиссы водкой, настаивают неделю и закапывают по 2-3 капли в уши.
- Лавровый лист заливают любым растительным маслом, настаивают неделю, процеживают и закапывают в уши.
- Горячий отвар хмеля помогает улучшить слух. Принимать его следует в течение месяца.
- Сухое тепло эффективно при глухоте, но только при отсутствии воспалительных заболеваний ушей. Можно использовать нагретый песок, мешочек с солью, сухой компресс.
- Чеснок измельчают, смешивают с камфорным маслом и вставляют в ухо марлю, смоченную в этом средстве. Оставляют марлю в ухе до ощущения жжения.
- Подогретое миндальное масло капают в каждое ухо по 2-3 капли трижды в день.
- В уши капают сок подорожника. Он размягчает накопившуюся серу и препятствует возникновению шума в ушах.
- Горячей водой разбавляют глину до консистенции сметаны, смазывают ткань и прикладывают к уху на 20-30 минут. Это старинное средство позволяет избавиться от глухоты.
- Луковый сок закапывают по 3 капли в каждое ухо трижды в день. Длительность лечения — месяц.
Осложнение
Если же вовремя не устранить причину, приводящую к тугоухости, то могут развиться такие последствия:
- глухота;
- снижение социальной активности;
- ухудшение трудоспособности.
Профилактика
Профилактика нарушения слуха в большинстве случаев способствует его сохранению. Основные профилактические мероприятия:
- Своевременное проведение всех профилактических прививок согласно Национальному календарю.
- Вакцинация лиц женского пола от краснухи до зачатия.
- Соблюдение гигиены ушей, своевременное удаление серных пробок.
- Исследование беременных женщин на сифилис, краснуху, хламидиоз и прочие инфекции.
- Контроль за применением ототоксичных препаратов и недопустимость их самостоятельного использования.
- Уменьшение воздействия шума на производстве с помощью средств индивидуальной защиты.
- Прекращение воздействия длительных сильных шумов в быту.
- Своевременная диагностика и адекватное лечение среднего отита и прочих заболеваний органов слуха.
- Грамотное лечение вирусных заболеваний.
- При необходимости использование берушей.
- Периодическое посещение ЛОР-врача.
- Соблюдение охранительного режима и щадящей диеты.
- Отказ от курения и употребления алкоголя.
- Профилактика стресса.
- Лечение авитаминозов.
Следует помнить, что уши — один из самых главных органов чувств, который надо беречь.
Тесты на потерю слуха
Если вы подозреваете, что у вас есть нарушение слуха, очень важно обратиться к квалифицированному специалисту по слухопротезированию. На данные момент, исследование потери слуха широко доступно, это простой процесс для пациента и абсолютно безболезненное. Врач-сурдолог начнет с тщательного изучения вашей истории и задаст вопросы о вашем образе жизни и о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в общении.
В первую очередь, специалист по слухопротезированию проведет визуальный осмотр вашего слухового канала и барабанной перепонки, используя специальный инструмент – отоскоп. Это позволить определить, что способствует потере слуха, например, ушная сера.
Тест слуха с помощью аудиометра называется – тональная аудиометрия, такой тест проводит врач-сурдолог.
Исследование, позволяет определить порог слышимости (в децибелах) на типовых частот в диапазоне (125—8000 Гц).
Для полной проверки слуха во всём диапазоне частот применяется тестирование в расширенном частотном диапазоне (125—20 000 Гц).
Такое исследование полезно для определения не только степени потери слуха, но и частоты, на которую потеря слуха больше всего влияет.
Также вы можете пройти речевой тест (речевая аудиометрия). Результат речевой аудиометрии зависит не только от слуха, но и от когнитивных функций, таких как память и понимание речи.
Если специалист по слуховым аппаратам сочтет это необходимым, вас также могут попросить использовать беруши во время тестов на акустические рефлексы. Другой тест под названием тимпанометрия проверяет функцию вашей барабанной перепонки.
Результаты теста воспроизводятся на графике, называемом аудиограммой . Аудиограмма отображает самые тихие звуки, которые вы можете услышать на разных частотах. Результаты исследования позволят вашему специалисту по слухопротезированию оценить вашу потерю слуха и, при необходимости, разработать правильный план лечения.
Также существует онлайн проверка слуха. Конечно, онлайн-тест слуха не может заменить профессиональный тест, проведенный специалистом по слухопротезированию, но он может стать хорошим началом для изучения вашего нарушения слуха.
Зачем детям нужен хороший слух?
О значении слуха люди начинают задумываться в основном тогда, когда лишаются его. Даже для взрослого лишение возможности воспринимать мир на звук становится настоящей трагедией. Что касается ребенка, то слух необходим ему для того, чтобы познавать этот мир в полной мере. Даже ограничение функции на одно ухо приводит к тому, что многие вещи становятся для малыша недоступными, он не может в полном объеме услышать звуки природы, обращение к себе родителей, ему сложно различать нюансы музыки. Если ребенок глух или слабослышащий на оба уха, под вопросом оказывается его овладение речевыми навыками.
Речь формируется сначала в пассивном виде – ребенок слушает звуки, которые воспроизводят другие, и только после этого он пытается повторять их сам. Если звуков он не слышит, то и повторять ему просто нечего. Если речь неразвита или развита недостаточно, у ребенка не формируется необходимого для коммуникаций и обучения словарного запаса, у него страдает логическое мышление. И, естественно, отсутствие хорошего слуха не может не сказываться на формировании личности ребенка в целом.
Многое зависит и от времени наступления патологии. Если ребенок утратил способность хорошо слышать уже в возрасте, к которому он накопил определенный словарный запас, то без грамотной реабилитации вскоре он может утратить его.
Если малыш родился глухим или слабослышащим, то он без реабилитационных методик и приспособлений просто не сможет освоить речь, не сможет общаться полноценно.
В вопросах реабилитации и прогнозирования очень важное значение играет причина ухудшения или потери слуха. Если у ребенка во время гриппа или ОРВИ развивается отит и в связи с этим начинается воспаление одного из отделов органов слуха, к числу детей с нарушениями слуха он не относится, поскольку его потеря, вероятно, временная, и слух восстановится после лечения.
Дети с нарушениями слуха, по международному определению, – это дети, которые имеют стойкое (то есть необратимое) снижение слуха на оба ушка. При этом восприятие звуковой информации может быть затруднено (у ребенка тугоухость) либо не представляется возможным вообще (у малыша глухота).
Глухота считается наиболее тяжелой формой слуховой дисфункции, особенно если приобретена она в раннем возрасте или представляет собой врожденную патологию.
Тугоухость бывает разной по степени потери способности слышать, и при незначительных формах ребята вполне способны учиться в обычной школе, поскольку плохо воспринимают только шепотную речь, а при средней или тяжелой степенях тугоухости без коррекции и реабилитации обучение и общение станет задачей невыполнимой, поскольку даже при остаточном слухе, если ребенок родился с тугоухостью или лишился слуха в раннем возрасте, речь развиваться не будет.
Все ребята со слуховой дисфункцией делятся на три группы: неслышашие (глухие полностью), слабослышащие и оглохшие поздно. Если с первыми двумя группами все более-менее понятно, то к третей относят детей, которые лишились возможности нормально слышать в возрасте, когда их речь была уже сформирована.
Причины нарушений
Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.
Наиболее часто встречаются такие факторы.
- Наследственные – у родителей, имеющих проблемы со слуховой функцией, чаще рождается потомство с аналогичной проблемой, при этом унаследовать глухоту или тугоухость от рождения ребенок может не только от мамы и папы, но и от бабушки, дедушки. Генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.
- Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода, особенно в периоды, когда закладываются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Причиной отсутствия слуха у малыша способна стать вирусная инфекция, которой мама переболела, особенно это опасно в первом триместре, резус-конфликт мамы и плода, прием беременной антибиотиков, курение и прием спиртных напитков в период ожидания ребенка.
- Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм, таких, к примеру, как сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т. д.
- Приобретенные инфекционные – развиваются у ребят, родившихся с нормальным слухом, в качестве осложнений заболеваний. Наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка). Для грудничков очень опасны все штаммы вируса гриппа. Поражения слуха при инфекционной болезни в основном проявляются в поражении слухового нерва, улитки. Тяжелый, особенно гнойный отит, перенесенный ребенком, вполне может осложниться развитием тугоухости, обычно в легкой или средней степени. Лабиринтит чаще приводит к тяжелой тугоухости и глухоте. Причиной может стать перенесенный мастоидит, ушной свищ, евстахиит.
- Приобретенные иные – часто проблемы со слухом развиваются у детей, страдающих аденоидами. Может развиться тугоухость и глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).
Диагностируется нарушение слуха разными методиками. В первую очередь по объективным поведенческим признакам: дети переспрашивают, малыш не слышит, что ему говорят с первого раза. Многие карапузы с нейросенсорной тугоухостью, чтобы расслышать, оттягивают ушную раковину. Малыши развиваются замедленно, не осваивают гуление, слоги, слова, либо осваивают, но с большим опозданием. Подросшие ребята после года начинают судорожно вглядываться в губы говорящего, чтобы попытаться понять, что от них хотят.
Наиболее точным методом определения проблемы и ее степени считается аппаратное обследование – аудиометрия.
Ее результаты показывают не только на тип нарушения слуха (кондуктивная или нейросенсорная), но и определяют диапазон слышимых и неразличимых частот и диапазонов.
Как определить у ребенка нарушение слуха?
Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.
Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?
0-4 месяца:
- реагировать на громкие звуки;
- вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
- реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
- успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
4-9 месяцев:
- улыбаться в ответ на обращение родителей;
- следить за игрушками, издающими звук;
- поворачивать голову к источнику знакомого звука;
- переход гуления в лепет;
- начинает понимать связь между жестами и речью.
9-15 месяцев:
- реагирует на свое имя;
- пытается издавать или издает жужжащие звуки;
- повторяет простые звуки или слова;
- понимает и выполняет основные команды;
- использует голос для привлечения внимания.
15-24 месяца:
- использует достаточное количество простых слов для общения;
- знает и показывает части тела;
- знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
- с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
- выполняет команды;
- указывает на предметы, которые называет взрослый.
Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.
Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.
- Возникают трудности в понимании речи других людей;
- Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
- Появились проблемы с речью;
- Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
- Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
- Внезапно появились проблемы с учебой;
- Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
- Жалуется на боль или шум в ушах;
- Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
- Часто переспрашивает;
- Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.
Характеристики групп
Классификация групп детей со слуховыми нарушениями имеет свои характеристики, которые обязательно должны учитываться не только педагогами и медиками при реабилитации и обучении, но и родителями в вопросах семейного воспитания.
Глухие
Дети, которые не слышат вообще, рискуют стать глухонемыми даже при нормально развитом артикуляционном аппарате. Без реабилитации и особой программы обучения они не смогут освоить разговорные навыки.
Более чем в половине случаев глухими дети становятся не в утробе, а уже после рождения, на 1-2 году жизни.
У детей этой группы есть особенности в развитии зрения, психики, восприятия действительности. Потребность в общении у них велика, как у всех остальных ребят, но доступными для них оказываются только жесты, которые не восполняют потребностей психологического развития.
Часто глухота сопровождается патологиями сердца и сосудов, а также зрения. Способность нормально видеть утрачивается из-за перенапряжения органов зрения, ведь при отсутствии восприятия звуков ребенок начинает автоматически сильнее напрягать глазки. Вторичный дефект касается изменения тембра и звучания голоса.
Дети, потерявшие способность слышать в более позднем возрасте
Даже если ребенок утратил способность нормально слышать в дошкольном возрасте, у него сохраняется речевой навык, но останется ли он в будущем, зависит от того, насколько хорошо ребенок научился говорить до наступления тугоухости или глухоты, а также от того, как он будет проходить обучение и коррекцию. В лучшей степени сохраняют речь дети, которые уже научились писать и читать.
Ребенок, который привык слышать свой собственный голос, но теперь лишенный такой возможности, часто начинает уродовать произношение, появляются речевые дефекты, ранее ему несвойственные. Он странно формирует предложения, допускает множественные ошибки в ударениях, произношении отдельных звуков.
Утрату слуховой функции такие ребята воспринимают значительно тяжелее. Почти у всех развиваются психические травмы, повышенная тревожность. Часто дети становятся замкнутыми, негативно настроенными к окружающим. Многое зависит и от того, в какой степени ребенок лишился слуха. Дети, которые воспринимают только низкий частотный диапазон, не могут различать речь. Дети, способные воспринимать средние частоты (до 500 Гц) могут в общих чертах воспринимать звук речи, если звучит он прямо около уха, а также отличают гласные.
Самым благоприятным считается сохранение способности воспринимать звуки в диапазоне от 500 до 1500 Гц. Такие ребята могут воспринимать голос человека с расстояния двух метров, воспринимать все гласные и большую часть согласных, короткие слова и фразы.
Слабослышащие
Врожденная тугоухость обычно до определенного возраста не воспринимается ребенком, как неудобство. Они привыкают слышать мир так, как могут слышать в силу степени тугоухости. Но в садике, школе начинают возникать трудности в общении, которые формируют в ребенке комплекс неполноценности.
Это же касается и малышей, которые стали тугоухими по причинам приобретенным. Утратить способность нормально слышать ребенок может в любом возрасте, и в каждом эта патология доставляет свои неудобства. Образовательные перспективы напрямую зависят от степени расстройства слуха.
Особенности образовательного процесса
Дети с нарушениями слуховой функции имеют особые образовательные потребности. При любом нарушении самым главным является развитие устной речи и связанных с этим процессов логики, мышления.
Даже тотальная глухота (которая у детей, кстати, встречается не так уж часто) – вовсе не приговор. Их можно научить говорить и воспринимать речь других людей.
Остаточный слух, зрение, кожная чувствительность в этом помогут. Для них разработаны особые образовательные программы, упражнения, к которым ребенок будет приступать с использованием усиливающей звуки аппаратуры.
Они довольно легко обучаются искусству читать по губам, и для этого педагоги используют особую артикуляцию. При отсутствии какого-либо остаточного слуха педагог развивает тактильные и вибрационные ощущения малыша, которые отлично дополняют умение читать по губам. Есть специальные виды приборов, которые помогают преобразовать речь человека в вибрацию.
Глухие и слабослышащие дети много пишут. Жестовой речи и мимике тоже находится место в обучении. Обязательно учитываются особенности психического развития конкретного ребенка, уделяется внимание профилактике психических нарушений, которые могут развиться, если ребенок начнет чувствовать себя неполноценным.
В России есть специальные садики и школы для глухих и слабослышащих детей. Малышей в детские сады принимают с 3 лет, в ясли – с 2 лет. Для детей школьного возраста есть специальные классы коррекционных школ, где обучение продолжается по специально разработанным программам.
Родители должны помнить, что возможности для интеллектуального развития детей со слуховыми нарушениями не ограничены. И с нарушениями слуха есть возможность получить блестящее образование, стать отличным специалистом, достичь высоких результатов в искусстве, спорте, науках.
Замечено, что дети, которые с детства привыкли преодолевать что-то (в данном случае проблему слабого слуха) вырастают очень целеустремленными и успешными людьми.
Дети с легкими степенями тугоухости могут обучаться в обычных школах по общей, не коррекционной программе. Но и тут все довольно индивидуально – если ребенку не комфортно, над ним смеются, дефект заметен для окружающих, лучше перевести его в специализированный класс, где он получит возможность развиваться и обучаться без оглядки на окружающих.
Часто даже сам факт ношения слухового аппарата смущает здоровых сверстников. На ребенка в очках никто не реагирует так сочувственно и с таким вниманием, как на ребенка в слуховом аппарате. И принцип тут только один: если ребенок стесняется надевать слуховой аппарат перед ровесниками, ему нужно переводиться в ту среду, где ношение аппарата – дело привычное, которым никого не удивишь.
Коррекция слуха
Медицинская наука на месте не стоит, и сегодня ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности слышать полноценно, никто не собирается обрекать на жизнь в тишине.
О восстановлении слуха говорить довольно сложно. В интернете есть немало указаний на авторские методики восстановления даже тяжелой тугоухости, и сотни тысяч родителей уже стали жертвами мошенников, поскольку ни один из них не оказался действенным.
Говорить о восстановлении можно только в случае временной потери (после отита, например). Для этого применяют продувание слуховых труб, физиотерапию, некоторые медикаменты, улучшающие кровообращение во внутреннем ухе. Но если курс лечения оказывается безрезультатным, то проводят обследование степени потери слуха. И тогда родители получают рекомендации по реабилитации ребенка. Чем раньше она начнется, тем более благоприятно будет проходить.
Обнаружение у малыша сенсоневральной тухоухости – прямое показание к реабилитации, поскольку средств для эффективного и действенного лечения этой болезни, к сожалению, пока не существует.
Аппараты
Слуховые аппараты для детей подбираются индивидуально. Процедура слухопротезирования проводится, если потеря слуха составила около 40 дБ на оба уха либо на такое же значение на одно ухо и глухоте на другое. Корректоры слуха надевают грудным детям в любом возрасте, даже в первый год жизни, если патология выявляется рано.
Сложнее всего слухопротезировать малышей. Если усиление сигнала будет слишком большим, может развиться акустическая травма, если сигнал будет слабым, его может быть недостаточно для развития речи и психики.
Современные слуховые аппараты бывают карманные (самые мощные), заушные и внутриушные, которые снаружи практически не видны, особенно у девочек, которые имеют возможность прикрывать ушки длинными волосами. Современные аппараты можно настраивать при помощи специальных компьютерных программ в соответствии с данными аудиометрии определенного пациента.
Раз в полгода ребенок со слуховым аппаратом должен приходить к сурдологу, чтобы делать аудиограмму, при необходимости перенастраивать аппарат.
Цена слухового аппарата зависит от его типа и производителя, она может начинаться от 15 тысяч рублей и заканчиваться 200 тысячами. При двусторонней тугоухости покупают два аппарата – в правое и левое ухо.
Тимпанопластика
Если обследование показывает нарушения функции среднего уха, то при отоскопии определяется клиническая картина и может быть показана тимпланопластика – операция, которая заключается в санации, устранении воспаления, а затем и пластике барабанной перепонки и других структур среднего уха.
После тимпанопластики прогнозы на восстановление слуха естественным путем довольно высоки, но это все-таки не 100% даже при соблюдении всех рекомендаций, требований к гигиене.
Кохлеарная имплантация
Эта операция показана детям с довольно тяжелыми поражениями слуха, когда эффекта от слухового аппарата нет. Имплант – это совокупность двух частей (одна всегда внешняя, ее носят с собой, другая имплантируется во внутреннее ухо). Внешняя состоит из микрофона, процессора, преобразующего звуки в электроимпульсы, и передатчика, который передает колебания сразу на слуховой нерв.
Внутренняя часть, которая имплантируется, содержит приемник и дешифратор сигналов. Также есть тонкие электроды, которые хирурги с ювелирной точностью вживляют в улитку.
Имплантация решает проблему звукопроводящего аппарата органов слуха, которую слуховые аппараты преодолеть не могут. Головной мозг ребенка улавливает поступающие электрические импульсы и распознает их как звуки.
Операция показана при глухоте и тяжелой сенсоневральной тугоухости на оба уха, а также при неразборчивом восприятии речи при наличии слуховых аппаратов. Реабилитация после операции длительная, кропотливая.
Имплантация не проводится, если поражен слуховой нерв или слуховой центр головного мозга. В этом случае он не эффективен. Не проводят операцию ввиду неэффективности и в том случае, если ребенок очень много времени провел в тишине, не воспринимая звуков. Велика вероятность атрофии веточек слухового нерва.
Самыми эффективными считаются операции, которые проводятся как можно раньше после наступления глухоты или тяжелой тугоухости. Чем раньше у ребенка выявляется глухота, тем более эффективной может быть кохлеарная имплантация.
Не стоит думать, что ребенок проснется от наркоза и начнет все слышать. После операции ему предстоит долгий период занятий по специальной программе, которая в конечном итоге научит его слышать. Возможно, не все, и не так хорошо, как здоровые дети, но это лучше, чем прожить жизнь в полной тишине.
Реабилитация детей с нарушением слуха
Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.
Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.
Частые вопросы
Какие основные типы нарушений слуха существуют?
Существует три основных типа потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная.
Какие причины вызывают нарушения слуха?
Из-за серных пробок, дефектов барабанной перепонки, ставших следствием травмы или отита, инородного тела в ухе, кровоизлияний в полость среднего уха, разрывов соединений между слуховыми косточками (травмы, воспалительные процессы), Ещё
Какие выделяют нарушения у детей с нарушением слуха?
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно.
Какие симптомы при тугоухости у детей?
Не поворачивают голову на источник резкого, громкого звука, не реагируют на голос родителей, не пытаются лепетать и вокализировать, не могут определить, с какой стороны доносится шум, имеют крайне скудный словарный запас, произносят простые слова с множеством ошибок, неверно артикулируют.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При первых признаках нарушения слуха обратитесь к врачу-оториноларингологу для профессиональной консультации и диагностики.
СОВЕТ №2
Избегайте длительного пребывания в шумных местах и используйте защиту для ушей (наушники, беруши), чтобы предотвратить повреждение слуха.
СОВЕТ №3
При возникновении звона в ушах, головокружения, нарушения равновесия или других необычных симптомов, не откладывайте визит к врачу, чтобы избежать осложнений.